Детский мусульманский сайт

Дети и их детская мольба

418881_479033855443120_356614841_n_7ae300085c338a84928aa0b40ccd08d9

В одном из прошлых номеров журнала «Мусульманка» в рубрике «Вопрос психологу» нам был задан вопрос о том, что ответить ребёнку, когда он прочитал дуа (мольбу), а просимое не исполнилось.

Нам показалось, что эта тема достаточно сложна и интересна, и поэтому захотелось поговорить о ней более подробно.

«Зачем человеки молются?»

В начале XX века В. В. Зеньковский в своём труде «Психология детства» писал, что тяга к молитве, к познанию «потустороннего» мира заложена в ребёнке изначально, его всегда интересует таинство создания и происхождения. Именно поэтому неверующих детей просто не бывает и быть не может.

Ф. М. Достоевский писал о том, что и среди взрослых людей невозможно найти неверующих: ведь даже самый ярый атеист «верит в своё неверие» и именно поэтому является верующим, имеющим свои принципы и убеждения.

Кем станет маленький ребёнок: будет ли он в будущем «верить в своё неверие», или уже в детстве для него станет привычным и естественным явлением поднимать руки к небесам, чтобы обратиться к своему Создателю?

Путь, который выберет ребёнок, во многом зависит от взрослого, который окажется рядом в самый важный и трепетный момент размышлений маленького человека. И здесь нет панацеи — вроде того, что «в семье мусульман вырастают только мусульмане».

Воспитать ребёнка, научить его правильно обращаться ко Всевышнему, научить доверять Ему — это огромный труд, который нельзя пускать на самотёк. Пророк Мухаммад © сказал: «Каждый человек рождается с верой в Единого Бога, а потом уже родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» (аль-Бухари, Муслим).

Мольба научит ребёнка самоанализу — научит отдавать отчёт своим действиям, строить цели и планы, понимать себя и свои желания при общении со Всевышним.

Одна из проблем современного общества — явление, называемое в научной психологии алекситимия. Это личностная особенность нашего времени, набирающая свои обороты и выражающаяся в том, что человек не может выразить свои чувства и эмоции.

Обращаясь с мольбой к Аллаху, ребёнок не только получает возможность стать ближе к Творцу — у него происходит речевое и личностное развитие.

Человек, который понимает себя и знает свои желания, достигает, по воле Аллаха, лучших результатов в своей деятельности, нежели те, кто живёт одними импульсами. Помимо этого вы как родитель, слыша, с какими просьбами и желаниями обращается ребёнок к Создателю, лучше можете понять своих детей, узнать об их проблемах и переживаниях.

Иногда у детей возникает вопрос: «А зачем человеку молиться и просить Всевышнего о чём-либо? Ведь Он всё знает, всё слышит и видит…»

В ответ попробуйте привести ребёнку такой пример. Давай представим, что ты возвращаешься из школы, молча, заходишь в дом, раздеваешься, заходишь на кухню, где мама приготовила для тебя вкуснейший обед. Она улыбается тебе и рада встрече. Но ты проходишь мимо неё без единого слова и капли улыбки. Мама ставит для тебя пищу, ухаживает за тобой, но ты продолжаешь молчать. Мама, очевидно, спросит: «Что случилось, сынок? Почему ты молчишь?» Ей непонятно и неприятно, почему ты игнорируешь её. Всевышний также не желает, чтобы Его творения не помнили о Нём. Он желает, чтобы бы мы поговорили с Ним, приветствовали Его и благодарили за заботу. С Аллахом ты можешь поговорить обо всём, потому что Он всё знает и хорошо понимает тебя. Если мы хотим поблагодарить Всевышнего или попросить Его о чём-либо, то сразу можем обратиться к Нему, веря, что Он нас обязательно услышит. Необходимо помнить о том, что дети легко верят в то, что Творец ответит на их мольбы как по мановению волшебной палочки, а им не придётся приложить каких-либо усилий для получения желаемого.

дети и их мольба 1

Нам, взрослым, следует поддерживать в детях уверенность в ответе на мольбу (приводя примеры из собственной жизни, что Бог слышит нас и помогает нам), но обращать их внимание и на то, что самим также нужно предпринимать усилия.

В этот момент, по мнению В. В. Зеньковского, родители выбирают один из путей объяснения значимости обращения к Богу и возможности получения ответа на него.

Одни родители излишне интеллектуализируют религиозные переживания ребёнка, слишком рано сообщают идеи, до которых он ещё не дорос: понятие Ада и Рая, богобоязненности, смерти и т. п.

Это может оттолкнуть малыша от молитвенной практики.

Часто ребёнку трудно представить себе, с Кем он говорит в мольбе.

Говорите с ребёнком на основании Корана и практики Пророка Мухамада ©, именно так дети лучше узнают о Всевышнем: Всезнающий, Любящий, Заботливый…

Обращайте внимание ребёнка на то, что деревья, облака, небо — всё, что нас окружает, создал Аллах, подчёркивайте, что сегодняшний ужин и подарок папы на джума (пятницу) — это помощь Творца.

Не торопитесь, говорите с ребёнком на его языке. Другие родители, напротив, упрощают понимание молитвенной практики ребёнка: «Прочитаешь дуа, и Аллах всё даст». Не стоит впадать в крайности, игнорировать сложные связи и глубокие переживания.

Это Мольба научит ребёнка отдавать отчёт своим действиям, строить цели вызовет у ребёнка упрощённое представление о связи со Всевышним. В таком случае детская мольба становится «просительной».

Если ребёнок не получает желаемого мгновенно, то у него может произойти охлаждение к религии. Как же научиться вместе с детьми обращаться ко Всевышнему Аллаху?

«Аллах, сделай так, чтобы у папы не звонил телефон и мы долго пограли в машинки…»

Одна из наших задач как родителей — обучить ребёнка правильно обращаться к Творцу.

Это не очень простая задача, но вполне выполнимая. Как и многие ежедневные моменты, культура обращения к нашему Создателю впитывается ребёнком во многом на уровне подражания.

В течение дня мы вспоминаем Творца: «Слава Аллаху, пошёл дождь», «Если будет на то воля Аллаха, мы к вам приедем в гости», «О Господь, помоги мне успеть на работу». Мы обращаемся ко Всевышнему, когда просыпаемся, одеваемся, ложимся спать. Читаем определённое дуа, садясь обедать или выходя из дома.

Будет замечательно, если вы будете проговаривать подобные мольбы вслух, чтобы ребёнок слышал и задавал вам вопросы, зачем вы всё время так говорите.

Если же сын или дочь не обращают внимания на подобные высказывания, найдите момент, сядьте и обсудите с ребёнком, для чего мы обращаемся к Творцу, когда нам необходимо это делать и как это должно происходить.

Чтение мольбы в конце намаза для многих из нас является интимным моментом. Очень часто хочется высказаться, поговорить со Всевышним один на один, без свидетелей. Но всё-таки хоть иногда пусть ваши дети станут свидетелями.

Возденьте руки к небесам и выскажите некоторые просьбы вслух, пусть ребёнок сядет рядом с вами, повторит движения руками и послушает, с какими словами вы к Нему обращаетесь.

Выбирайте простые слова, короткие предложения без трудных слов, молитесь о конкретных вещах, с трепетом и уважением.

Пусть ваши мольбы будут коротки и конкретны, доступны для понимания маленького ребёнка. Не молитесь, если дети шумят, невнимательны и атмосфера не содействует этому.

Не забывайте, что в мольбе мы должны благодарить и прославлять Всевышнего за всё, что получаем от Него.

Этой благодарности мы должны учить и наших детей, воспитывая их не потребителям и заказчиками всего желаемого материального, но и признательными рабами Творца. Затем вы можете спросить ребёнка, а что он хочет сказать своему Творцу и о чём желает попросить Всевышнего.

До начала или после окончания можно поговорить о теме мольбы. Научите их говорить обо всём этом нашему Создателю.

Однажды после намаза муж позвал трёхлетнего сына к себе, посадил его на колени и предложил вместе попросить о чём-нибудь Всевышнего. Малыш тут же обратился к Господу: «Аллах, сделай так, чтобы у папы не звонил телефон, и мы долго поиграли в машинки…»

Научите ребёнка просить у Всевышнего не только конкретные материальные вещи, но чтобы Аллах указал ему путь, как достичь своего желания.

Можно вместе с ребёнком обсудить, как получить то, что он хочет, решить возможные проблемы.

Например, если ребёнок молится о чём-то материальном, то Всевышний может предоставить ему возможность заработать необходимые средства и приобрести желаемое или выполнить условия родителей о хорошем поведении и старательной учёбе.

«Когда же Аллах сделает так, чтобы мне подарили куклу?»

И вот ребёнок прочитал дуа, высказал свои пожелания и восхваления Всевышнему. Теперь он начинает ждать ответа и исполнения своего желания. Нередко дети думают, что ответ они получат сразу, сиюминутно, верят в исполнение своих желаний как по волшебству. Тем более что вокруг так много сверстников, воспитывающихся по иным принципам и идеалам, жизнь которых часто наполнена различной «магией»: волшебные палочки и письма счастья, деды морозы и феи.

Хорошо, если вы заранее оговорите с ребёнком те канонические условия, при которых он может получить или не получить ответа на свои дуа, а также то, что необходимо сделать для достижения результата (приложить усилия, постараться, подождать и т. д.).

Не бывает неуслышанной мольбы. Аллах слышит нас всегда. Иногда Его ответом бывает «нет», или «ещё нет», или «не таким образом».

дети и их мольба 2

Объясните ребёнку, что, хотя Аллах может ответить на нашу мольбу в любое время и любым способом, очень часто Его ответ выражается в определённом ходе событий.

Когда ваш ребёнок просит Всевышнего помочь ему с учёбой, ответ, вероятно, будет заключаться в следующем: ребёнок станет более усидчивым, он будет более внимателен на уроках, у него появится желание учиться и т. д.

Ответ на мольбу о велосипеде будет включать в себя урок, как сэкономить деньги, и предоставление возможности немного заработать. Даже если велосипед будет дан ребёнку как подарок на ‘Ид- аль-фитр, Всевышний, очевидно, отвечает на мольбу ребёнка через людей, которые принимают решения, тратят свои деньги и т. д.

Как-нибудь утром во время завтрака пообещайте своему ребёнку его любимый десерт. Если малыш спросит, когда он получит лакомство, попросите его быть терпеливым.

Скажите: «Я обещала тебе и своё обещание исполню». Но не говорите когда.

По возможности заставьте его ждать до самого вечера и в самый последний момент, когда ваш ребёнок уже будет готовиться ко сну, позовите его и угостите обещанным и долгожданным десертом.

Проведите параллель между этим случаем и мольбой. Когда мы о чём- то просим Всевышнего, Он слышит нас и отвечает нам. Но на это может потребоваться какое-то время.

Ребёнку нетрудно запомнить этот урок, и ему будет легче оставаться терпеливым в ожидании ответа на свою мольбу.

Бывает так, что если ребёнок не получает желаемого мгновенно, то у него может произойти охлаждение к религии, он начинает сомневаться в силе дуа.

Прежде чем мы начнём обсуждать с детьми их сомнения, необходимо помнить о своих собственных.

Порой наши дети готовы доверять Аллаху больше, чем мы сами. Если это так, то первые мысли, которые приходят нам в голову: «Что, если ничего не получится? Что, если ответ Всевышнего будет не таким, каким видит его мой ребёнок? Он будет разочарован и больше не захочет молиться…»

Постарайтесь успокоиться. Если вы не справитесь с этим страхом, который одолевает вас, то ваши дети в конце концов перестанут ждать ответов на свои мольбы. И в результате их дуа сойдут «на нет» или станут формальными.

Расскажите детям случаи, которые наверняка случались с вами: как Всевышний выполнял вашу просьбу через длительное время, возможно, спустя несколько лет после того, как вы читали дуа об этом. Молясь об удовлетворении того или иного желания, вы считали, что вам нужно это именно в данный момент. Однако несколько лет спустя, получив ответ, вы вспоминали ту давнюю мольбу и, оглядываясь назад, на то время, когда обращались с ней к Аллаху, понимали, что тогда было ещё не время. Ведь Всевышний — самый Мудрый и Знающий.

дети и их мольба 3

Если ваш сын захочет научиться водить машину в десять лет, ваш ответ не будет положительным, вы скажете ему: «Пока ты ещё не готов к этому. Ты научишься водить, когда повзрослеешь».

И ещё немного советов и приёмов…

Как ещё на практике можно укрепить уверенность ребёнка, в том, что Всевышний Аллах слышит нас и отвечает на наши дуа и что именно к Нему мы всегдх да должны обращаться с нашими мольбами?

Вот несколько примеров из личного опыта и из практики достойных родителей.

Игра в «следопытов»

Дети часто о чём-то просят, а потом забывают об этом. Даже если и не забывают, то могут не увидеть связи между своей мольбой и ответом на неё. Это часто происходит с детьми, особенно маленькими.

Напоминайте ребёнку, о чём он молился, и, когда он получит просимое, укажите ему на Божий ответ. Дети могут начать составлять свою книгу историй об услышанных мольбах.

Купите им красивый блокнот, и пусть они запишут в него ответ на свою мольбу. С маленькими детьми можно рисовать истории в альбом об услышанных дуа.

Пусть вначале это будут исключительно ваши рисунки (даже если вы совсем не умеете рисовать: ведь главное — это время, проведённое вместе), а ребёнок может присоединиться к вам позже.

Соорудите дома доску (большой лист бумаги, планшет, магнитную доску), на которую можно вешать красивые листочки, разных форм и рисунков.

На листочках вместе нарисуйте или пропишите дуа, которые вы прочитали. Когда ребёнок получит ответ на свою мольбу, листик с рисунком можно снять и положить в заветную коробочку.

Так ребёнок научится радоваться услышанным мольбам.

В настоящее время появляются детские книги, раскраски, посвящённые тому, как герои сказок и рассказов обращаются ко Всевышнему, изображающие других детей в мольбе.

Обращайте внимание детей на подобные сюжеты, они увидят, что не только они имеют настоящего Друга и Защитника. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что привычку обращаться ко Всевышнему имеют не только в вашей семье, но так делают и в семьях других мусульман.

Подобные ситуации можно увидеть, посещая мечеть, собираясь вместе в гостях или просматривая кино- и мультфильмы, героями которых являются маленькие мусульмане. Напомните детям о необходимости благодарить Всевышнего Аллаха.

Старайтесь вести диалог на понятном ребёнку языке с использованием игрушек, лепки, рисованием картинок, проигрыванием различных ситуаций, приводя примеры, связанные с жизнью ребёнка.

Юлия Замалетдинова,

кандидат психологических наук,

главный редактор журнала «Светлячок»

Оубликовано в журнале «Мусульманка» № 4(8), 2010

468 ad